Азартные игры в королевских дворах и деревенских тавернах: История самых популярных игр в Средневековье

05.11.2021

В социально-историческом контексте, относящемся к тому времени, когда не было интернета, телевидения, легкодоступной музыки и книг, средневековые азартные игры легко позиционируются как сердцевина многих средневековых жизней и основное развлечение как работника, так и короля.

Поскольку Удача и Фортуна не имели привычки (и до сих пор не имеют!) делать различия между бедными и богатыми, средневековые азартные игры, как известно, были глупостью и гибелью многих. Потеря одежды, денег, лошадей, поместий и даже половин королевств в средневековых карточных играх и средневековых игральных костях, которые сейчас представляются просто забавными фактами прошлых времен, упомянутыми вскользь, когда-то были обыденным явлением для многих.

Выдержки из счетов короля Генриха VII свидетельствуют о его любви к азартным играм, но ему редко везло в них, так как он терпел огромные убытки и долги. Хотя он принял закон, запрещающий "подмастерьям, сельскохозяйственным рабочим, чернорабочим или работникам ремесел" играть в азартные игры, известно, что он сам регулярно заключал пари на теннис, шахматы и кости.

Но были ли игры, в которые играли в средневековые времена, только ради денег и выигрыша? Вряд ли. Для большинства средневековые карточные игры и подобные им захватывающие азартные приключения были способом развлечься и скоротать время в отсутствие других развлечений. Несмотря на то, что для бедняков азартные игры были вне закона, они проникали во все поры общества.

В этой статье мы расскажем о средневековых азартных играх, о самых популярных играх того времени, а также о том, как создавалась история азартных игр при королевских дворах и в деревенских тавернах соответственно.

Игорные дома в Средние века: Таверны и трактиры

Трактиры появились в Англии в 12-м и 13-м веках, став довольно распространенными только к 15-му веку. В основном они располагались в городах (обычно на городской площади или в местах, где сходились торговые пути), особенно в Англии. Трактиры быстро превращались в достопримечательности поселений, в которых они находились, и жизненно важные факторы экономики.

Во Франции и Священной Римской империи трактиры сами по себе стали центрами торговли, поскольку купцы обычно использовали их как места встреч, где они обменивались товарами, даже не доезжая до города.

Интересно, что, несмотря на то, что основной задачей трактиров было предоставление ночлега путешественникам, история свидетельствует о том, что в этих заведениях были распространены азартные игры. Обычно хозяева трактиров выступали в роли банкиров и ломбардов, удерживая имущество азартных игроков в обмен на деньги, что позволяло им продолжать азартные игры. Игра в кости была запрещена во многих городах, поскольку бесчисленное количество мужчин теряли таким образом все, включая одежду. Однако, несмотря на запрет азартных игр, они продолжали процветать на протяжении всего средневековья.

В отличие от трактиров, таверны были в первую очередь питейными заведениями, рассчитанными на более зажиточные слои общества. Тем не менее, и в них поощрялись азартные игры, а также другие столь же заманчивые развлечения.

Таверны были таким же необходимым элементом жизни в английской средневековой деревне, как и хлеб. Таверны поощряли выпивку, а также азартные игры практически во всех своих частях, предлагая средневековые карточные игры, настольные развлечения и средневековые игры в кости для посетителей, среди которых были как мужчины, так и женщины. В отличие от сегодняшнего дня, в средневековых карточных играх никогда не было дилера или крупье; вместо этого игроки по очереди брали на себя роль банка, если по правилам игры он был необходим.

Хотя средневековые карточные игры не были так организованы, как сегодня, они, безусловно, были неотъемлемой частью ночных развлечений. Но средневековые игры в тавернах состояли не только из карт и костей. Также было принято устраивать стрельбу из лука (с очень короткой дистанции!) и игры в боулинг в переулках между зданиями (отсюда ныне используемый термин "кегельбан"), что делало жизнь в тавернах еще более захватывающей и привлекательной.

Поскольку таверны были центральными местами развратных развлечений, таких как азартные игры, (чрезмерное) пьянство, актерство и пение, проституция, драки и другие "аморальные" вещи того времени, они не одобрялись дворянством в целом. Несмотря на это, игры в средневековых тавернах являются самой забавной частью средневековой истории.

Существовали ли казино в средневековой Европе? Если коротко: нет. Первый игорный дом, известный как казино, был построен в Венеции, Италия, в постсредневековой Европе еще в 1638 году. Он назывался "Ридотто". Что касается современных видов игр в казино, таких как блэкджек и рулетка, считается, что они появились в 18-19 веках. В настоящее время нет никаких свидетельств того, что в эти игры или их разновидности играли в средневековой Европе.

Средневековые игры в кости

В отличие от тактических настольных игр, все игры с костями требовали только удачи, а не ума или таланта, что делало их очень популярными в то время.

Для того чтобы игра считалась игрой в кости, требовалось два или более игроков, которые бросали кости в соответствии с правилами этой игры. Средневековые игры в кости, по сути, приглашали людей к азартным играм благодаря своей заманчивой природе, а также простоте и разнообразию применения. Существуют записи о том, что в играх в кости мужчины теряли одежду, овец, жен и детей! Несмотря на это, несмотря на очень частые и крупные проигрыши, средневековые игры в кости имели статус самых известных средневековых игр в тавернах, наряду с картами.

Самыми популярными средневековыми играми в кости были:

 

 

 

 

  • Зара
  • Хазард
  • Глюксхаус (Дом удачи)
  • Шахматы на костях
  • Розыгрыш
  • Прохождение

Игра в кости и бросание монет были играми, которые подвергались наибольшей критике, поскольку выигрывали или проигрывали по чистой случайности.

Средневековые карточные игры

Со временем азартные игры приобрели определенную моральную легитимность, несмотря на сохраняющийся законодательный запрет. Это помогло средневековому игроку наслаждаться различными азартными играми того времени, такими как кости, карты, различные виды пари и т.п.

Средневековые карточные игры стали самым популярным способом азартных игр в 15 веке, поскольку популярность игры в кости снизилась. Карты пришли в Европу из Азии и арабского мира и распространились по всей Европе к середине/концу 16 века.

Карты широко использовались всеми слоями общества, несмотря на то, что были запрещены для низшего класса. Как только игра попадала в список запрещенных, умные средневековые игроки вносили в нее небольшие изменения и начинали играть в нее под новым названием. Средневековые карточные игры были развлекательными по своей природе и более сложными, чем кости, но менее мозговыми, чем шахматы и другие подобные игры.

Поскольку карты были средством игры, а не игрой, можно утверждать, что средневековых карточных игр было столько же, сколько и людей, игравших в них - по крайней мере, до тех пор, пока колоды не были стандартизированы. Без единых колод не могло быть кодифицированных игр, что делало это азартное развлечение столь же разнообразным.

Наиболее популярными средневековыми азартными карточными играми были:

  • Моррис на девять человек
  • Криббидж
  • Карнофель
  • Рифмомахия
  • все четверки
  • Хофамтершпиль
  • Bête
  • Триумф (также известный как французский ерш)

Другие популярные средневековые азартные игры

Хотя средневековые карточные игры и средневековые кости считаются двумя самыми популярными азартными играми того времени, множество других не менее увлекательных игр могли развлечь средневекового игрока.

Средневековые спортивные ставки

Поскольку многие мужчины становились рыцарями, спорт и боевые навыки были очень популярны. Это привело к развитию таких игр, как:

  • метание молота;
  • Поединок;
  • Стрельба из лука;
  • Борьба ;

В дополнение к ним появились крикет, футбол (соккер), боулинг и гольф как дополнительные виды ставок.

Средневековые стратегические игры

Стратегические игры были стандартным развлечением "умных" азартных игроков того времени. Правила большинства средневековых стратегических игр были взяты из книги Libro de los Juegos, написанной по заказу Альфонсо X Кастильского в 13 веке.

Одними из самых популярных были:

  • Алькерке (прародитель шашек)
  • Три в ряд (предок современной игры Тик-Так-То)
  • Мельница (современная девятименная моррис)
  • Таблут

Средневековые настольные игры

Еще несколько жемчужин, найденных в Libro de los Juegos, эти средневековые настольные игры были захватывающими и понравились многим средневековым азартным игрокам. Некоторые настольные игры существуют в более чем пятнадцати вариантах в Libro de los Juegos.

  • Таблицы
  • Таблица четырех времен года
  • Таблица астрономии

Все три игры считаются предком современных нард. Однако их стратегии и количество игроков отличаются, что делает их в некотором смысле совершенно непохожими на их современные вариации.

Средневековая охотничья игра

Среди всех игр, в которые играли в средневековые времена, не было такого любимого досуга, как охота. Однако, поскольку охота (в действительности) была уделом аристократии, представители низшего класса нашли способ превратить ее в игру в помещении. Результат? Игра "Лиса и гуси". Игра очень похожа на симуляцию охоты, при этом цель игры различна для двух игроков. Игра "Лиса и гуси" упоминается в Libro de los Juegos под названием De Cercar the Liebre.

Самые популярные средневековые азартные игры                                                                             

Пассе-дикс

Пассе-дикс - возможно, одна из самых (если не самая) древних игр в кости в истории. Она была указана в Евангелии от Матфея (Матфея 27:35) и считается игрой, в которую играли на месте распятия Иисуса из Назарета римскими стражниками.

В Passe-dix играют тремя костями, всегда есть банкир, с неограниченным числом игроков. Банкир меняется после каждого броска.

Хазард

Хазард (предок крэпса) - одна из самых ранних английских средневековых игр в кости, упоминается в "Кентерберийских рассказах" в 14 веке. Она игралась двумя костями и имела довольно сложные правила, но все же оставалась одной из самых популярных игр в кости на протяжении 17 и 18 веков. В хазард часто играли на деньги. Игра в крэпс развилась из хазарда в 19 веке благодаря упрощению правил.

Высшие очки

Простая и понятная средневековая игра "Высочайшие очки" состояла из 2 шестигранных костей и 2 игроков: каждый бросал кости, и выигрывала наибольшая сумма. Поскольку игра была такой простой, без хитростей и высоких ставок, в Highest Points играли реже всех игр в кости.

Крест и куча

В игру "Крест и куча" играли 2 игрока и 1 монета/морская раковина, причем каждый игрок выбирал одну из двух сторон. После подбрасывания монеты в воздух выигрывает та сторона, которая окажется сверху. Стратт и Хоун отметили, что "Крест и куча" - это: "глупая забава, достаточно известная среди самых низких и вульгарных слоев общества, которым она в настоящее время очень подходит".

Однако до своего деградирующего статуса игра занимала более высокое положение и даже была представлена при дворе Эдуарда II. Впервые эту игру историки упоминают в Древней Греции как "nyx & imera" (ночь и день). Как утверждается, дети играли на улице, используя черные и белые ракушки.

Розыгрыш

Кубические кости появились еще в седьмом веке до нашей эры и быстро стали одним из самых популярных инструментов для различных видов развлечений. Раффл был игрой в кости, где победитель должен был бросить все три одинаковые кости или самую высокую пару. В нее обычно играли в тавернах, и она привлекала шулеров, которые, если их ловили на мошенничестве, должны были либо протыкать кости в ладони, либо носить фальшивые кости на шее.

Уилкинс говорит о рафле как о "игре в три кости, которую можно считать предком современного игрового автомата", что выставляет историю игровых автоматов в совершенно новом, увлекательном свете.

Зара

Одной из самых популярных игр в кости в Средние века была "Зара", которая была настолько популярна, что заслужила упоминание у Данте Алигьери! В этой игре игроки называли число, и тот, кто выбрасывал названную им сумму, становился победителем игры, а проигравший - Зарой.

Наперсток

Апогей средневековых азартных игр, наперсток-риг был игрой для всех тех игроков, у которых денег было больше, чем смекалки. Историки называют ее скорее аферой, чем настоящей игрой, но, несмотря на это, она была очень популярна на улицах средневековых городов и поселков. Наперсток-риг был жив и в 19 веке. В нее играли с 1 перчинкой, 3 горошинами, 1 плоской поверхностью, дребезжащим языком и быстрой рукой: 1 дилер, 1 игрок, 1 чепец, 1 эггер.

Бассет

Бассет, также известный как barbacole и hocca, был азартной карточной игрой, в которую играли в основном люди самого высокого ранга, поскольку она часто приводила к большим потерям или выигрышам. Она считалась одной из самых вежливых игр того времени. Бассет приводил, по сути, к лотерее. Крупным выигрышем был дилер (банкир), который имел ряд привилегий, включая абсолютное распоряжение первой и последней картой.

Моррис для девяти человек

Девятиместный моррис - широко популярная в средневековье стратегическая настольная игра для двух человек, оптимальная стратегия которой была просчитана. Она ведет свое происхождение из Римской империи. В английском языке игра также известна как nine-man morris, the mill game, mill, mills, merels, merelles, marelles, merrills, morelles и ninepenny marl. Девятиместный моррис приводит к ничьей, если оба игрока играют безупречно.

Девятиместный моррис существует в нескольких вариантах, так как в него могут играть три, шесть и двенадцать человек.

Тафл-игры

Игры тафл уходят корнями в древние скандинавские и кельтские стратегические настольные игры и, вероятно, были основаны на римской игре Ludus latrunculorum. Тафл был также известен под названиями Hnefatafl, Tablut, Tawlbwrdd, Ard Rí, Brandubh и Alea Evangelii. В игры семейства тафл играли по всему миру, преимущественно в Британии, Ирландии, Норвегии, Дании, Швеции, Исландии и Лапландии.

В 12 веке игры тафл были вытеснены шахматами. Однако таблут, вариант тафла у саамского народа, был в ходу по крайней мере до 1700-х годов. Интересно, что в таблут играют и сегодня, причем в соответствии с его первоначальными правилами.

Karnöffel

Карточная игра с подвохом, Karnöffel, как полагают, восходит к 15 веку. Поскольку впервые она появилась в Баварии в 1426 году, это делает ее самой старой европейской карточной игрой в истории игральных карт. В эту игру играют и по сей день.

Захлопни коробку

Shut the Box, также называемая Bakarat, Blitz, Cut Throat, Canoga, Batten Down the Hatches, Klackers, Kingoball, Trictrac, Fork Your Neighbor и Jackpot, - это игра в кости для одного или нескольких игроков. Обычно в нее играли в группе от двух до четырех человек на ставки. Существуют варианты, когда в коробке 10 или 12 плиток. В качестве альтернативы вместо плиток можно использовать домино или колоду карт.

Глюксхаус

Глюксхаус (Дом удачи или Дом везения) - это средневековая азартная игра в кости, восходящая к 15-16 веку и рассчитанная на нескольких игроков. В нее играют двумя костями на пронумерованной доске, традиционно наиболее популярной среди наемников. Глюксхаус - это несколько современная версия игры в семерки (игры с доской для костей с полями, обычно пронумерованными от 2 до 12, и двумя шестигранными костями), которая появилась, когда игра в кости была объединена с доской для костей в карточной игре.

Лиса и гуси

Игра "Лиса и гуси" - это средневековая охотничья игра, имитирующая типичную охоту; хитрая лиса пытается поймать множество гусей. Тем временем гуси придумывают свои собственные трюки, чтобы перехитрить лису, и игра продолжается в том же духе. Вариации "Лисы и гусей" можно попробовать с 13, 17 и 22 фигурами.

Трионфи

Трионфи - это итальянская карточная игра 15 века, в которой использовались аллегорические сюжеты, родственные тем, что используются в играх тарокки. Trionfi является источником общеанглийского выражения "козырь" и немецкого "trumpfen", оба связаны с карточными играми.

Подбрасывание монет

Средневековые игры в большей части своей структуры полагались на случай и божественную волю. Учитывая это, популярность подбрасывания монет нисколько не удивляет! У римлян подбрасывание монет было известно как navia aut caput ("корабль или голова"), а у жителей Англии подбрасывание монет называлось "крест и куча". Подбрасывание монет не было игрой с правилами и ставками; скорее, оно использовалось как дополнение к другим играм или как определитель определенной ставки. Кому выпадет названная сторона монеты - тот и выиграл. Подбрасывание монет живет до сих пор.

Шулеры азартных игр в средние века

Согласно Будайской книге прав, в начале 15 века наказанием за игру в кости с фальшивыми костями было протыкание кости через ладонь шулера. Сегодняшние игральные кости намного больше средневековых, поэтому, возможно, трудно представить, как это выглядело бы. Однако средневековые кубики были маленькими, и у них были острые края, благодаря чему они легко вонзались в кожу.

Почему такое суровое наказание? Чтобы удержать преступника от повторного мошенничества и предостеречь других от игры с мошенником (ведь кубики были бы видны на ладони). Однако нет данных, подтверждающих, что это наказание действительно применялось к шулерам.

Что касается других наказаний, то есть наказаний за жульничество в других играх, кроме игры в кости, источники не дают единодушных ссылок. Есть только ссылки на то, что наказания были суровыми.

Libro de los Juegos - Книга игр Альфонсо X

Libro de los Juegos, или Libro de Axedrez, Dados e Tablas, "Книга игр", или "Книга шахмат, костей и таблиц", считается одним из самых важных документов для исследования истории настольных игр.

Она была заказана королем Кастилии, Галисии и Леона Альфонсо X в Толедо, Испания, в 1283 году и является одной из самых старых книг, написанных о настольных играх.

Реальная библиотека монастыря Сан-Лоренцо де Эль Эскориал (библиотека монастыря Эскориал) в Мадриде, Испания, хранит самую раннюю рукопись, датируемую 1283 годом. Она хранится как рукопись T.I.6, на которой изображены великолепные картины игр и игроков того времени. Это рукопись размером 40 см × 28 см (16 дюймов × 11 дюймов), переплетенная в овечью кожу. В Real Academia de la Historia Madrid (Испанская королевская историческая академия в Мадриде) хранится копия рукописи 1334 года.

В 2003 году английский перевод этой книги увидел свет, или лучше сказать - свет интернета. Он был опубликован в Интернете Соней Мюссер Голладей, докторанткой из Университета Аризоны. Книга называлась "Книга игр Альфонсо X - перевод Сони Мюссер Голладей", 2003 год.

Книга содержит 97 листов пергамента, многочисленные цветные иллюстрации, а также 150 миниатюр. Содержание книги представляет собой тезисы, посвященные игре в три игры: игру мастерства, или шахматы; игру случая, или кости; и третью игру, нарды, представляющую собой комбинацию элементов как мастерства, так и случая.

Книга знаменита тем, что дает представление о том, что считается самым ранним из известных описаний этих игр. В заключительном разделе книги все игры обсуждаются на астрономическом и астрологическом уровне. В дальнейшем текст можно интерпретировать как аллегорический рассказ об инициации, а также как метафизическое руководство по ведению благоразумной, уравновешенной и добродетельной жизни. Соответственно дидактическому аспекту рукописи (который, если смотреть объективно, не является чрезмерно моралистическим), ее иллюстрации раскрывают богатую социальную, культурную и религиозную сложность.

Заключительные мысли о средневековых азартных играх

Судя по прочитанному и исследованному, азартные игры, похоже, всегда были способом скоротать время, развлечься и даже заработать. Со времен средневековья до наших дней азартные игры эволюционировали в различных формах, но никогда не отказывались от своего статуса главного развлечения. Более того, они превратились в настоящие виды искусства, которыми мы не можем насытиться.

В нашем подкасте "Как работают онлайн-слоты" мы обсуждаем стратегию игрока, механику слотов, то, что привлекает игроков, и многое другое. Послушайте и посмотрите, сможете ли вы связать современное игровое ремесло со средневековыми играми.

up